Бинарное (двоичное) дерево (binary tree) - это упорядоченное
дерево, каждая вершина которого имеет не более двух поддеревьев, причем
для каждого узла выполняется правило: в левом поддереве содержатся
только ключи, имеющие значения, меньшие, чем значение данного узла, а в
правом поддереве содержатся только ключи, имеющие значения, большие, чем
значение данного узла.
Бинарное дерево является рекурсивной структурой, поскольку каждое его
поддерево само является бинарным деревом и, следовательно, каждый его
узел в свою очередь является корнем дерева.
Узел дерева, не имеющий потомков, называется листом.
Схематичное изображение бинарного дерева:
Бинарное дерево может представлять собой пустое множество.
Бинарное дерево может выродиться в список:
Построение бинарного дерева
Сначала мы должны определить структуру для создания корня и узлов
дерева:
template<class T> struct TNode { T value; TNode *pleft, *pright;
//constructor TNode() { pleft = pright = 0; } };
Здесь поля pleft и pright - это указатели на потомков
данного узла, а поле value
предназначено для хранения информации.
Теперь мы можем написать рекурсивную функцию, которая будет вызываться
при создании дерева:
Эта функция добавляет элемент x к дереву, учитывая величину x. При этом
создается новый узел дерева.
Обход дерева
Функция, выполняющая обход дерева, позволяет перебрать все элементы,
содержащиеся в дереве.
В приведенной ниже реализации функция обхода дерева будет просто
выводить на экран значение поля value
каждого узла дерева (включая его корень):
При работе с деревьями обычно используются рекурсивные алгоритмы.
Использование рекурсивных функций менее эффективно, поскольку
многократный вызов функции расходует системные ресурсы. Тем не менее, в
данном случае использование рекурсивных функций является оправданным,
поскольку нерекурсивные функции для работы с деревьями гораздо сложнее и
для написания, и для восприятия кода программы.
Например, нерекурсивная функция для обхода дерева может выглядеть так:
template<class T> void walkNotRec(TNode<T>* tree) { if (tree) { TNode<T> temp; TNode<T>* ptemp = &temp; TNode<T>* p = ptemp, *c = tree, *w; while (c != ptemp) { cout << c->value; w = c->pleft; c->pleft = c->pright; if(c == p) c->pright = 0; else c->pright = p; p = c; if (w) c = w;
} } }
Применение
Организация данных с помощью бинарных деревьев часто позволяет
значительно сократить время поиска нужного элемента. Поиск элемента в
линейных структурах данных обычно осуществляется путем последовательного
перебора всех элементов, присутствующих в данной структуре. Поиск по
дереву не требует перебора всех элементов, поэтому занимает значительно
меньше времени. Максимальное число шагов при поиске по дереву равно
высоте данного дерева, т.е. количеству уровней в иерархической структуре
дерева.